Машина редко ездит - спасаем аккумулятор
16.03.2019
Как заряжать при нечастых поездках?
Многие автомобили чаще стоят на приколе, чем ездят. Иногда их владельцы подключают зарядные устройства, постоянно подпитывающие аккумуляторы малым током для поддержания 100% заряженности. Такой режим заряда точно нельзя назвать полезным: он увеличивает скорость коррозии решеток пластин и сокращает срок службы батареи. Если машина находилась без движения более трех недель, лучше подзарядить батарею привычным способом – от зарядного устройства или от генератора после пуска мотора. А перед очередной постановкой на хранение (со снятой минусовой клеммой) батарею следует полностью зарядить.
Даже при редких поездах автомобиля зарядное устройство обычно не нужно. Батарею можно заряжать и от генератора. Заряд при постоянном напряжении 14 Вольт у исправного автомобиля хорош для АКБ.
Автоматические ЗУ заряжают по следующей схеме: в начале заряда поддерживают ток заряда (указан на зарядном 1 Ампер, 3 Ампера, 5 Ампер), а заканчивают заряд на уровне напряжения 14,4 В, переходя в режим "хранение" или так называемые "качели". Зарядное ждет когда напряжение аккумулятора опустится до 12,7-13,0 Вольт, после чего включает заряд, когда напряжение снова поднимается до 14,4В зарядное прекращает заряд. И такие "качели" продолжаются снова и снова. Первым такой режим применили в зарядных СТЕК, впоследствии такой режим скопировали все производители автоматических зарядных устройств.
Ток заряда определяется внутренним сопротивлением батареи, которое характеризует ее состояние в данный момент, и снижается по мере приближения значения напряжения на клеммах батареи к напряжению генератора/ЗУ. Стационарное зарядное устройство выдает максимальный ток заряда в соответствии со своей мощностью (обычно от 1 до 5 Ампер), а от генератора (он намного мощнее чем ЗУ) разряженная батарея забирает ток, который ей нужен - до 20-30 Ампер (легковые АКБ). Современные аккумуляторы научились принимать высокие токи заряда и заряжаться очень быстро. К сожалению, мощные ЗУ с реальным током заряда выше 5 Ампер стоят довольно дорого.
Если вы владелец современного аккумулятора Varta, Exide, Mutlu или другой марки в котором производитель использует современные присадки в намазки carbon boost или подобные, то такую батарею можно быстрее зарядить от генератора авто, чем большинством 3-х или 5-ти амперных ЗУ. Прикурили - проехались пару часиков и... батарея заряжена )
Важный момент! В автомобилях имеющих по различным причинам высокое потребление тока в режиме стоянки 0,1 Ампер или выше все рекомендации и советы из этой статьи не помогут. В таких авто и 5-6 дней простоя слишком сильно будут разряжать аккумулятор. Использование кальциевых АКБ в них вообще в таком режиме нецелесообразно.
Когда надо заряжать?
Существует простой объективный способ оценить состояние батареи. Нужно измерить вольтметром напряжение на клеммах аккумулятора, при этом отключать его от бортсети автомобиля не нужно. Напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) должно составлять 12,6–12,7 В. Важно, чтобы между остановкой двигателя и замером напряжения прошло несколько часов (в идеале – не менее десяти), иначе показания могут оказаться завышенными. Напряжение 12,0 Вольта или ниже - батарея разряжена в "ноль". Разряд АКБ ниже 8,0 Вольт грозит переполюсовкой и расбалансировкой.
В батареях с пробками можно проверить плотность электролита ареометром. Это позволит также оценить состояние батареи побаночно. Плотность электролита в полностью заряженном аккумуляторе должна быть 1,27 г/см³. Плотность ниже 1,2 г/см³ означает что АКБ нуждается в дозарядке.
Возможен ли заряд на морозе?
Чем ниже температура окружающего воздуха, тем хуже батарея принимает заряд. Нормальный температурный диапазон для заряда от +20°C до + 25°C. Поэтому зимой КПД приема заряда зависит от прогрева электролита. Влияет на КПД усваиваемости заряда и расположение батареи в автомобиле: под капотом, в салоне, в багажнике. С этой точки зрения в наихудшем положении оказываются грузовики с наружным расположением АКБ. Батарею, принесенную с мороза, перед зарядкой лучше всего отогреть в тазике с горячей водой. В современных автоматических зарядках есть режим заряда "зима" - обозначается снежинкой. Подразумевает заряд при напряжении в диапазоне 15 - 16 Вольт. Режимом "зима" имеет смысл пользоваться, если приходится заряжать АКБ на улице или в неотапливаемом гараже. Но эффективнее заряжать АКБ в тепле обычным режимом заряда.
Вредно ли «прикуривать» от другой машины?
Разряженный, но исправный аккумулятор при этом точно не пострадает! Если аккумулятор был разряжен ниже 8 Вольт, т.е. глубоко, то ток заряда будет брать очень высокий - около 20 Ампер или больше. В этом случае первые полчаса-час заряжаем на холостых при выключенном электрооборудовании. Генератор просто не справится, если ему добавить нагрузки. Машина будет глохнуть. Прикуривание безопасно, если соблюдать следующие правила: положительные клеммы донора и акцептора соединяем между собой (если есть в авто специальные места для подключения проводов используем их), а отрицательный провод подключаем на кузов или крепления провода "массы".
Важный момент! Места подключения проводов прикуривания должны быть зачищенными и обезжиренными! Если контакты в местах подключения "крокодилов" будут ржавыми, грязными, замасленными, то ток на стартер пойдет недостаточный, а нагрев в местах плохого контакта будет пожароопасным!
Комментарии
Пока нет комментариев