На что влияет ток холодной прокрутки автомобильного аккумулятора
21.01.2015
Ток холодной прокрутки (ТХП): Указанный изготовителем ток разряда, который способна отдать батарея при температуре электролита -18 оС в течение 10 секунд до напряжения на клеммах 7,5 В.
Это определение одной из наиболее важных характеристик автомобильного аккумулятора из европейского стандарта EN 60095-1 и также ДСТУ 2006 года. Измеряется в Амперах и обязательно указывается производителем на корпусе аккумулятора. Например, современные легковые батареи емкостью 60Ач имеют показатели от 450А до 620А.
На что влияет этот показатель? При общении с покупателями, оказалось, что многие ошибочно считают, что это и есть тот ток, который подается на стартер при запуске двигателя. И чем выше ТХП аккумулятора, тем лучше заведется автомобиль. Возможно в этом «виновато» название данной характеристики батареи.
В действительности ток холодной прокрутки современного АКБ в 2 - 3 раза превышает значения реально потребляемого тока при пуске двигателя. Объясняется все очень просто: при пуске двигателя основным потребителем энергии батареи является стартер.
Сила тока, необходимая при запуске двигателя зависит от модели установленного стартера в автомобиле, его мощности.
Мощность стартеров, установленных на легковые автомобили с бензиновыми двигателями 0,8-1,2 кВт. Напряжение аккумулятора (бортовой сети) 12 Вольт. Пусковые токи от 70 Ампер (летом на горячую) до 300 Ампер (зимой холодный утренний запуск). Обычный пусковой ток бензинового мотора 1,2-2,5 литра 100-300 Ампер длительностью до секунды.
При запуске бензинового двигателя легкового автомобиля на исправный стартер с аккумулятора подается ток не выше 300 Ампер.
В автомобилях оснащенных дизельными двигателями мощность стартера будет повыше: от 2,2 до 3,6 кВт. Чтобы "крутнуть" дизель нужно приложить большую силу чем для бензинового. На силу пускового тока влияет объем и состояние двигателя, гарячий или холодный пуск, вязкость моторного масла. И если горячий запуск потребляет пусковой ток 350 Ампер в течении пары секунд, то утренний запуск в мороз потребует у АКБ ток 450-500 Ампер.
Пиковые значения тока при запуске дизельного двигателя в легковых авто могут достигнуть 700 Ампер.
Чтобы избежать высоких токов потребления при старте в грузовых автомобилях, применяют напряжение бортовой сети 24 Вольта. Такое напряжение получают, устанавливая два «обычных» двенадцати вольтовых аккумулятора. Мощность стартеров для грузовиков от 4 до 8 кВт.
Сила тока при запуске дизельного двигателя в грузовых автомобилях и автобусах от 300 до 1000 Ампер, но напряжение бортовой сети 24 В.
Величина пускового тока зависит от количества пластин-электродов. Когда их много в аккумуляторе, то выше суммарная площадь электродов и больше емкость двойного слоя. Стартерные автомобильные батареи отличаются от тяговых большим количеством более тонких электродов. У стартерных батарей меньше тяговой емкости, которая образуется в результате долговременных химических процессов. Но у автомобильных многоэлектродных батарей большая емкость двойного слоя, которая создает внутри аккумулятора простейший плоский конденсатор, мощными но недолгими по времени разрядами которого мы и заводим двигатель. Между попытками завода автомобиля необходимо делать перерывы 1-3 минуты. За это время химические токообразующие реакции снова зарядят плоский конденсатор аккумулятора. В течении службы пусковой ток аккумулятора не уменьшается. Низкий ТХП аккумулятора это уже сигнал о разрушенных внутри пластинах.
Примерное соотношение пускового тока и емкости у свинцово-кислотной батареи 10 к 1.
У сильно разряженной батареи ток холодной прокрутки и емкость будут намного ниже от заявленных производителем значений. Именно разряженные батареи доставляют проблемы при запуске двигателя. Не допускайте глубоких разрядов!
Вторая причина трудностей со стартом двигателя, это старость стартера и его неисправности: подгорание коллектора, межвитковые замыкания, окисление, тугое вращение. Все эти неисправности приводят к тому, что потребляемый ток стартером увеличивается, крутит он хуже, количество "медленных" оборотов вала двигателя для старта требуется больше. В таком случае пускового тока даже мощного нового аккумулятора будет "не хватать".
Комментарии
Пока нет комментариев