Реальная емкость автомобильного аккумулятора или о чем молчат производители
24.03.2016
Приобретая автомобильный аккумулятор мы рассчитываем получить от него именно то количество электроэнергии, которое производитель указал в его характеристиках. Это один из ключевых параметров аккумулятора - его емкость.
Номинальная емкость аккумулятора, указанная на его корпусе, рассчитывается исходя из результатов следующего теста: при температуре в 25°С полностью заряженную батарею разряжают током величиной равной 0,05 номинальной емкости АКБ в течении 20 часов, до напряжения 10,5В!!! Для автомобильных аккумуляторов такое напряжение - состояние мертвой батареи. Даже разряд до 11,5 В уже опасен возможностью переполюсовки одной из 6 банок. Банки не разряжаются абсолютно одновременно, самая разряженная перестанет отдавать ток в цепь и начнет заряжаться от соседних элементов, причем наоборот, плюс станет минусом, а минус плюсом.
Важно! Никогда не разряжайте свои АКБ по ГОСТу до 10,5 Вольт. Это напряжение "умерщвления" батареи.
В автосалоне выбирая бюджетный автомобиль на его спидометре видим гордые цифры 220 км/ч, а на табличке рядом с авто его максимальную скорость 160 км/ч. В дальнейшем выясняем, что есть и третья уже реальная крейсерская скорость, на которой мы его собственно и эксплуатируем - 70-90 км/ч. Выясняем, что 220 это лишь по прямой и с горки, а на 160 расход топлива, безопасность и шумовые эффекты совсем нас не радуют. Абсолютно тоже можно сказать и о емкости аккумулятора:
- теоретическая по ГОСТУ, при разряде током 1/20 величины емкости до напряжения 10,5В (60Ач током 3А)
- если ток разряда будет выше чем по ГОСТу (больше 3А) см. таблицу (разряд до напряжения 10,5В, то есть до полной смерти батареи)
В таблице приведено время до полного разряда полностью заряженного аккумулятора номинальной емкостью 60Ач различной силой тока. Также указана действительная емкость батареи при таких разрядах: рассчитывается по формуле "время разряда * ток разряда".
Ток разряда, А | Время до полного разряда (10,5В) | Отдаваемая емкость АКБ, Ач |
3 | 20 ч | 60 |
6 | 9 ч 12 мин | 55 |
12 | 4 ч 12 мин | 50 |
24 | 1 ч 50 мин | 45 |
45 | 40 мин | 32 |
100 | 18 мин | 30 |
200 | 7 мин | 23 |
- емкость аккумулятора при неглубоком, щадящем ваш аккумулятор, разряде до напряжения 12Вольт. При разряде до 12В новый автомобильный аккумулятор отдаст 70-85% емкости от значений, указанных в таблице (реальная емкость зависит от качества АКБ, его класса: премиумный или бюджетный). Емкость, отдаваемая АКБ, при его разряде до 12В можно назвать по аналогии с автомобилем его "крейсерской емкостью". Эта та емкость, которую аккумулятор способен отдавать многократно, не теряя свои качества.
Обычные нагрузки на аккумулятор: габариты 35Ватт (3А), магнитола 90 Ватт (7,5А), ближний свет + габариты 90 Ватт (7,5А). Такие нагрузки разрядят обычный 60Ач аккумулятор до напряжения 12В:
- габариты за 11-14 часов (выкачают емкость 33-42 Ач)
- ближний свет или магнитола за 4-5 часов (выкачают емкость 30-37,5 Ач)
Высокие значения отдаваемой реальной емкости аккумулятора при больших токах разряда - это то что отличает качественные батареи премиум класса от бюджетных батарей. Например опыты журнала "За Рулем" в 2013 году. Ток разряда 25А до напряжения 10,5В. Все испытуемые по ГОСТу соответствовали "номинальной" емкости 60Ач!!! А ниже значения РЕАЛЬНОЙ ЕМКОСТИ (например сломался генератор и нужно добраться до СТО, автомобиль при этом потребляет 25А тока) :
- емкость A-Mega Premium 60 равна 46,3 Ач;
- Varta Blue Dynamic 60 - 44,1 Ач;
- Ista Standart 60 - 43,3 Ач;
- Centra Futura 60 - 40,4 Ач
Важно! На реальную емкость вашего аккумулятора также влияет степень его заряженности, возраст, сульфатация. Разряженная (старая, испорченная и т.д.) батарея 60Ач в действительности может иметь емкость 3-5Ач.
Комментарии