Система старт-стоп: какой нужен аккумулятор
02.02.2019
Система «старт-стоп» (Start-stop system) — технология предназначенная для автоматического отключения и пуска двигателя автомобиля, преследующая цели (как обещают производители): экономии топлива, снижения вредных выбросов и уровня шума за счёт сокращения времени работы двигателя на холостом ходу. По нашему мнению в двигателях без системы смазки с сухим картером с постоянно работающим маслонасосом, даже когда двигатель временно отключен системой старт-стоп, подобный режим работы "старт-стоп" в первую очередь снижает срок службы масла (из-за перегрева) и собственно срок службы мотора.
В этой статье поговорим о том, как чувствует себя аккумулятор в подобном автомобиле. По статистике в обычном автомобиле средняя глубина разряда батареи — 15-30%, а в автомобиле с постоянно работающей системой «старт-стоп» — 40-60%. И хотя такие автомобили снабжены системой контроля уровня заряда АКБ и в случае разряженной батареи система "старт-стоп" деактивируется, срок службы свинцово-кислотных автомобильных батарей в них заметно укорачивается. Почему так происходит? Все дело в химии свинцово-кислотных батарей. Токобразующие реактивы в АКБ нанесены в виде некой намазки на токосьемные пластины. Когда батарея заряжена намазка имеет один химический состав - одним из свойств которого можно назвать "умение" довольно прочно держаться на токосьемных пластинах. В разряженном аккумуляторе химический состав намазки несколько другой и свойство крепко держатся на пластинах такая намазка теряет. Ее состояние чем то похоже на илистое дно озера, которое можно описать словами "висит над дном или скользит по дну". Намазка в разряженном или полуразряженном аккумуляторе от вибраций и под действием силы тяжести "оплывает с пластин" и перестает в дальнейшем участвовать в токообразующих реакциях.
Конструкторы автоаккумуляторов борются с подобной проблемой. На сегодняшний день созданы AGM батареи в которых между пластинами с намазкой проложены стекломаты - задача которых прижимать намазку и не дать ей сползать будучи разряженной. Менее полно с подобной задачей справляются EFB аккумуляторы, у которых намазка "придерживается" специальной тканевой основой. Обычные батареи меньше всего защищены от оплывания намазки.
Казалось бы все теперь понятно: для автомобиля с системой старт-стоп нужно купить AGM аккумулятор и проблема с долговечностью батареи решена, однако оплывание намазки не единственная серьезная проблема у аккумуляторов, которые часто глубоко разряжают. Важно знать, что АКБ в машине с системой старт-стоп не только совершает БОЛЬШЕ пусков мотора чем в обычной. При остановке машины перед светофором или в пробке, питание потребителей электрического тока: кондиционера, аудиосистемы, света производится ТОЛЬКО от аккумуляторной батареи. Генератор при неработающем моторе также отключен.
Существует ограниченное количество глубоких разрядов, которое способен пережить свинцовый аккумулятор. Самые хорошие свинцово-кислотные AGM тяговые батареи (лучше чем автомобильные и дороже), предназначенные для работы в гольф-карах, электропорузчиках и т.п. рассчитаны на 500-700 циклов разряда-заряда. Затем реактивы истощаются и батарея значительно теряет свои характеристики. Не сложно посчитать, что срок службы очень хорошего AGM аккумулятора при ежедневных глубоких разрядах в автомобиле с системой старт-стоп не превысит 2 года.
Максимально на срок службы аккумулятора влияют условия эксплуатации. В одной машине за день будет 12 пусков мотора, а в другой все 100. Одна ездит в режиме "трасса", другая совершает лишь короткие пробеги по центру города. Одну машину эксплуатируют каждый день, другая это авто выходного дня. Кто-то севшую АКБ зарядит стационарным зарядным, а кто-то "прикурит" и поедет.
Практика показала, что на конечный срок службы аккумулятора в любом автомобиле влияет слишком много факторов, а в авто с системой старт-стоп, по нашему мнению, наиболее важен дополнительный уход. Контроль уровня заряда АКБ, подзарядка ЗУ при необходимости является приоритетней, чем просто установка самого дорогого AGM аккумулятора.
Комментарии
Пока нет комментариев