Восстановление автомобильного аккумулятора: десульфатация, замена электролита
17.12.2014
По статистике большинство аккумуляторных батарей выходят из строя из-за сульфатации и осыпания намазок.
Сульфатация. Можно ли избавиться от нее, вылечив засульфатированные пластины?
Немного химии. Аккумулятор состоит из свинцовых пластин и раствора серной кислоты. Свинец, который обычно слабые органические кислоты (например, уксусная) легко разрушают, очень стоек к воздействию серной кислоты. Даже сильно концентрированная и нагретая, она его не разъедает. Причина в том, что при воздействии серной кислоты на свинец образуется защитная труднорастворимая пленка - сульфат свинца, препятствующая дальнейшему разрушению металла.
Аккумулятор это химический источник тока, в котором реакции восстановления-окисления сопровождаются получением - отдачей электрического заряда. В заряженном АКБ серная кислота находится в электролите, а в разряженном - на свинцовых электродах в виде сульфата свинца. Эта сульфатация является абсолютно нормальной и обратимой - при зарядке аккумулятора.
Главное правило: разрядившийся аккумулятор необходимо сразу же зарядить.
Если батарею оставить разряженной, то сульфат свинца сначала растворится в электролите, а затем проявится на поверхности электродов, в виде крупных и практически нерастворимых кристаллов. Слой такого сульфата свинца изолирует пластины от электролита. Результат: потеря части емкости и пускового тока. Была разряжена долго - получим полностью мертвую батарею.
Сульфат кальция
В современных батареях мягкий свинец для прочности легируют кальцием. Кальций позволил свести к минимуму выкипание воды из электролита и уменьшить саморазряд. Но при сильных разрядах в таких АКБ электроды "загипсовываются" сульфатом кальция. Такую батарею зарядить полностью становится невозможно. Из-за увеличенного внутреннего сопротивления испорченного подобным образом аккумулятора, появилось неверное мнение что "кальциевые аккумуляторы нужно заряжать напряжением 15 Вольт и выше".
Можно ли разрушить кристаллы сульфата
Существует метод десульфации. Представляет собой лечение циклами неглубоких зарядов - разрядов. Такой способ разрушает лишь небольшие кристаллы. Его рекомендуется проводить на "здоровом" аккумуляторе для профилактики.
Восстановить же сильно засульфатированный АКБ не получится, крупные кристаллы в реакции практически не вступают. И не растворяются, а отпадают вместе с намазкой.
Десульфатация современной кальциевой батареи с последующим восстановлением всех рабочих качеств это миф. "Восстанавливающие" средства, предлагаемые в интернете, растворяют слой сульфатов вместе со слоем намазки. Аккумулятор с остаточным слоем активного вещества на электродах - и проживет недолго, и потеряет свою емкость.
Осыпание намазок
Свинцовый аккумулятор претерпел много эволюционных изменений, но принцип действия сохранился: свинцовые пластины с нанесенной пастой окиси свинца, погруженные в сернокислый электролит. Паста из окиси свинца - так называемая намазка, которая держится на свинцовых электродах за счет своих сцепных свойств и конструкции электродов. Намазка ничем к электродам дополнительно не прикреплена.
Вибрации, кристаллы сульфатов, температурные колебания постепенно разрушают ее целостность.
Осыпание намазок с последующим растворением их в электролите (мутный электролит) является естественным процессом - своеобразным старением батареи. Избежав разрушения слоя намазки, можно продлить ее срок службы.
Например, в современных батареях каждый электрод упакован в пакет-сепаратор. Способ позволяет защищать аккумуляторы от застрявших кусочков намазок между электродами, избегая коротких замыканий. Влияет на свободное "перемешивание" электролита. Плотность электролита внутри сепаратора в такой батарее может отличаться от плотности вне сепаратора.
В AGM батареях электроды плотно обмотаны стекломатами с целью не позволить намазке вообще отслоится от электродов.
В гелевых батареях желеобразный электролит также должен, по замыслу конструкторов, удержать намазку на электродах.
Замена электролита в необслуживаемом аккумуляторе
Замена электролита в современном необслуживаемом аккумуляторе технически невозможна, а в "домашних" условиях еще и опасна. Практиковалась подобная процедура при комплексном ремонте старых сурьмянистых батарей без сепараторов на электродах, с малым количеством неплотно подогнанных друг другу пластин. АКБ разбирали, промывали от осыпавшейся намазки, заливали новый электролит. При необходимости меняли и пластины.
Современный наливной аккумулятор имеет неразборной корпус. Пластин электродов много и они плотно упакованы в свои ячейки. Каждый электрод находится в пластиковом сепараторе. Вымыть же по старинке шлам водой в батарее с подобной конструкцией просто невозможно.
Мутный становится электролит из-за осыпавшейся намазки, а значит, его замена не решит никаких проблем. Правильно в таком случае менять и пластины с намазкой. И новый корпус не помешает ;-)
Восстановление аккумулятора: стоит ли?
Современная автомобильная батарея в зависимости от бренда и емкости стоит от 40 до 150 долларов. Цена на зарядное устройство начинается от 50 долларов. "Умное зарядное" с функцией профилактической десульфатации можно купить не дешевле 100 долларов. Экономической целесообразности в самостоятельном ремонте легковой батареи нет.
Дешевле и проще купить новую более современную аккумуляторную батарею. Из процедур "восстановления работоспособности аккумулятора" производители рекомендуют лишь зарядку зарядным устройством и долив дистиллированной воды.
Ранняя необратимая сульфатация и осыпание намазок, приводящие к выходу из строя аккумулятора, происходят в результате неправильной эксплуатации.
Не оставляйте аккумуляторы надолго разряженными!
Комментарии
На новом автомобиле МОСКВИЧ-412 аккумулятор прослужил 6 лет и ни единой осечки при запуске двигателя даже зимой. На 6-том году эксплуатации стартер не смог провернуть застывший на морозе двигатель,но аккумулятор так крутанул, что согнулся вал, по которому совается бендикс. Этот аккумулятор тоже украли. Язык мой - враг мой. В СССР было ох...фигенное качество! А сейчас что ни купишь - одно рыночное сраньйо. Ежегодно и на машину, и на мотоцикл покупаю новые аккумуляторы.
Очень нужно Сталинское постановление Совета Народных Комиссаров: "За выпуск некачественной продукции директора и главного инженера завода считать врагами народа и принимать соответствующие меры".
Опошня, Полтавская область,Украина. 27.01.2018года.
Если у вас два АКБ(зимняя(дорогая) и летняя(дешёвая), то купите самое простое ЗУ и периодически подзаряжайте не рабочую АКБ малым током. В таком тандеме АКБ служат очень и очень долго, а главное всегда есть уверенность, что они тебя не подведут.