(098) 431 33 60 (066) 473 07 26 (093) 602 63 13Oil-Ok viber
VK     VK facebook корзина товара
багажник (пуст)

Восстановление автомобильного аккумулятора: десульфатация, замена электролита




17.12.2014

По статистике большинство аккумуляторных батарей выходят из строя из-за сульфатации и осыпания намазок.

Сульфатация. Можно ли избавиться от нее, вылечив засульфатированные пластины?

Немного химии. Аккумулятор состоит из свинцовых пластин и раствора серной кислоты. Свинец, который обычно слабые органические кислоты (например, уксусная) легко разрушают, очень стоек к воздействию серной кислоты. Даже сильно концентрированная и нагретая, она его не разъедает. Причина в том, что при воздействии серной кислоты на свинец образуется защитная труднорастворимая пленка - сульфат свинца, препятствующая дальнейшему разрушению металла.

Аккумулятор это химический источник тока, в котором реакции восстановления-окисления сопровождаются получением - отдачей электрического заряда. В заряженном АКБ серная кислота находится в электролите, а в разряженном - на свинцовых электродах в виде сульфата свинца. Эта сульфатация является абсолютно нормальной и обратимой - при зарядке аккумулятора.

Главное правило: разрядившийся аккумулятор необходимо сразу же зарядить.

Если батарею оставить разряженной, то сульфат свинца сначала растворится в электролите, а затем проявится на поверхности электродов, в виде крупных и практически нерастворимых кристаллов. Слой такого сульфата свинца изолирует пластины от электролита. Результат: потеря части емкости и пускового тока. Была разряжена долго - получим полностью мертвую батарею.

Сульфат кальция

В современных батареях мягкий свинец для прочности легируют кальцием. Кальций позволил свести к минимуму выкипание воды из электролита и уменьшить саморазряд. Но при сильных разрядах в таких АКБ электроды "загипсовываются" сульфатом кальция. Такую батарею зарядить полностью становится невозможно. Из-за увеличенного внутреннего сопротивления испорченного подобным образом аккумулятора, появилось неверное мнение что "кальциевые аккумуляторы нужно заряжать напряжением 15 Вольт и выше".

Можно ли разрушить кристаллы сульфата 

Существует метод десульфации. Представляет собой лечение циклами неглубоких зарядов - разрядов. Такой способ разрушает лишь небольшие кристаллы. Его рекомендуется проводить на "здоровом" аккумуляторе для профилактики.
Восстановить же сильно засульфатированный АКБ не получится, крупные кристаллы в реакции практически не вступают. И не растворяются, а отпадают вместе с намазкой.

Десульфатация современной кальциевой батареи с последующим восстановлением всех рабочих качеств это миф. "Восстанавливающие" средства, предлагаемые в интернете, растворяют слой сульфатов вместе со слоем намазки. Аккумулятор с остаточным слоем активного вещества на электродах - и проживет недолго, и потеряет свою емкость.

Осыпание намазок

Свинцовый аккумулятор претерпел много эволюционных изменений, но принцип действия сохранился: свинцовые пластины с нанесенной пастой окиси свинца, погруженные в сернокислый электролит. Паста из окиси свинца - так называемая намазка, которая держится на свинцовых электродах за счет своих сцепных свойств и конструкции электродов. Намазка ничем к электродам дополнительно не прикреплена.

Вибрации, кристаллы сульфатов, температурные колебания постепенно разрушают ее целостность.

Осыпание намазок с последующим растворением их в электролите (мутный электролит) является естественным процессом - своеобразным старением батареи. Избежав разрушения слоя намазки, можно продлить ее срок службы.

Например, в современных батареях каждый электрод упакован в пакет-сепаратор. Способ позволяет защищать аккумуляторы от застрявших кусочков намазок между электродами, избегая коротких замыканий. Влияет на свободное "перемешивание" электролита. Плотность электролита внутри сепаратора в такой батарее может отличаться от плотности вне сепаратора.

В AGM батареях электроды плотно обмотаны стекломатами с целью не позволить намазке вообще отслоится от электродов.

В гелевых батареях желеобразный электролит также должен, по замыслу конструкторов, удержать намазку на электродах.

Замена электролита в необслуживаемом аккумуляторе

Замена электролита в современном необслуживаемом аккумуляторе технически невозможна, а в "домашних" условиях еще и опасна. Практиковалась подобная процедура при комплексном ремонте старых сурьмянистых батарей без сепараторов на электродах, с малым количеством неплотно подогнанных друг другу пластин. АКБ разбирали, промывали от осыпавшейся намазки, заливали новый электролит. При необходимости меняли и пластины.

Современный наливной аккумулятор имеет неразборной корпус. Пластин электродов много и они плотно упакованы в свои ячейки. Каждый электрод находится в пластиковом сепараторе. Вымыть же по старинке шлам водой в батарее с подобной конструкцией просто невозможно.

Мутный становится электролит из-за осыпавшейся намазки, а значит, его замена не решит никаких проблем. Правильно в таком случае менять и пластины с намазкой. И новый корпус не помешает ;-)

Восстановление аккумулятора: стоит ли?

Современная автомобильная батарея в зависимости от бренда и емкости стоит от 40 до 150 долларов. Цена на зарядное устройство начинается от 50 долларов. "Умное зарядное" с функцией профилактической десульфатации можно купить не дешевле 100 долларов. Экономической целесообразности в самостоятельном ремонте легковой батареи нет.

Дешевле и проще купить новую более современную аккумуляторную батарею. Из процедур "восстановления работоспособности аккумулятора" производители рекомендуют лишь зарядку зарядным устройством и долив дистиллированной воды.

Ранняя необратимая сульфатация и осыпание намазок, приводящие к выходу из строя аккумулятора, происходят в результате неправильной эксплуатации.

Не оставляйте аккумуляторы надолго разряженными!





Читайте так же:


Комментарии

  • Анатолий 27.01.2018, 21:17
    В 1976 году на мотоцикл ИЖ-Юпитер -2 поставил 6-вольтовый белый квадратный аккумулятор. Зарядил его 1 раз, потом только доливал воду. На зиму ни разу не снимал его с мотоцикла. Плотность злектролита постоянная зимой и летом -1.25 . В 1980 году в мае призвали в армию. 2 года мотоцикл с аккумулятором простоял в гараже без эксплуатации и без подзарядки. После демобилизации в мае 1982 года зарядил аккумулятор второй раз в его жизни. Проездил с ним еще 2 года. Похвастался ребятам, какой у меня аккумулятор,то на 9-том году эксплуатации его и украли.
    На новом автомобиле МОСКВИЧ-412 аккумулятор прослужил 6 лет и ни единой осечки при запуске двигателя даже зимой. На 6-том году эксплуатации стартер не смог провернуть застывший на морозе двигатель,но аккумулятор так крутанул, что согнулся вал, по которому совается бендикс. Этот аккумулятор тоже украли. Язык мой - враг мой. В СССР было ох...фигенное качество! А сейчас что ни купишь - одно рыночное сраньйо. Ежегодно и на машину, и на мотоцикл покупаю новые аккумуляторы.
    Очень нужно Сталинское постановление Совета Народных Комиссаров: "За выпуск некачественной продукции директора и главного инженера завода считать врагами народа и принимать соответствующие меры".
    Опошня, Полтавская область,Украина. 27.01.2018года.

  • Юрий 26.08.2016, 01:33
    Малые токи и номинальная ёмкость АКБ понятия несовместимые. Зарядный импульсный ток в 10% от ёмкости - единственное правило!

  • Igor 12.10.2015, 08:16
    Плюсую автору. Умные ЗУ это дань прежним временам, когда за АКБ стояли в очередях с номерочками на руках. Если АКБ начала "осыпаться", то кончину её можно чуть оттянуть, но вылечить уже нельзя.
    Если у вас два АКБ(зимняя(дорогая) и летняя(дешёвая), то купите самое простое ЗУ и периодически подзаряжайте не рабочую АКБ малым током. В таком тандеме АКБ служат очень и очень долго, а главное всегда есть уверенность, что они тебя не подведут.

Написать комментарий