Необслуживаемые аккумуляторные батареи
20.12.2013
Так сложилось, что термин необслуживаемые аккумуляторные батареи обозначает основную особенность АКБ современного типа (AGM, гелевых, автомобильных свинцово-кислотных: кальциевых и гибридных). Последние стали наиболее привлекательными для автовладельцев по разным причинам.
Основные из них:
- более долгий срок службы
- увеличенная емкость и усиленный ток
- невысокая стоимость.
Термин необслуживаемая аккумуляторная батарея определяется современным европейским стандартом. Стандартом указано, что расход воды при перезарядке АКБ зарядным устройством в течении 21 суток не должен превышать 6 грамм на 1 Ач емкости батареи. Это очень важное требование к автомобильному аккумулятору, так как при активной езде батарея постоянно подвержена перезарядке.
Напомним, что в обслуживаемых свинцовых-сурьмянистых аккумуляторах предыдущего поколения существовала проблема с понижением уровня электролита из-за сильного электролиза "выкипания" воды и также сильного саморазряда. Для поддержания работоспособности батареи следовало часто доливать воду и заряжать дополнительно зарядным устройством.
Внешней разницы между "необслуживаемыми" и батареями старого типа обычно нет. Большинство производителей предусмотрели отверстия для долива воды. Rocket, Delcor, Medalist приняли решения их убрать вообще. А в некоторых моделях Varta, Bosch к отверстиям можно добраться с помощью "хирургической операции", удалив верхнюю приклееную крышку.
Современные "необслуживаемые" батареи отличаются от обслуживаемых внутренним устройством. Эти свинцово-кислотные автомобильные аккумуляторы нового поколения могут быть кальциевыми, кальциево-серебрянными либо гибридными. Отрицательные и положительные пластины, тонкие и прочные, прокатаны или отлиты по самым новым технологиям. Все электроды упакованы в специальные "конверты" из специального пластика. Такие конверты-сепараторы повышают стойкость пластин-электродов к вибрационнной нагрузке. Конверты позволяют располагать пластины гораздо плотнее, избегая замыкания электродов различной полярности и осыпания намазки. При такой системе не требуется приподымать пластины над дном, оставляя место для шлама (осыпающейся активной массе с электродов), как в обслуживаемых АкБ. Их площадь получается больше, количество больше, электролита также больше. Плюс такой технологии - увеличение емкости (Ah) и пускового тока, при сохранении размеров аккумулятора.
В "необслуживаемых" аккумуляторах применяются различные конструкции каталитических крышек (пробок) с гидрофобными пористыми фильтрами. Пробки повышают давление и температуру кипения - в таких условиях вода выкипает намного меньше. Доливать воду стало не нужно чаще 1 раза в год.
Самые распространенные необслуживаемые АКБ - кальциевые. Они не требуют восполнения воды около двух лет. Разряжаются в сравнении с обычным свинцовым аккумулятором в разы медленнее. К сожалению свинцово-кальциевые АкБ нельзя разряжать больше чем на 30%. Более сильный разряд вдвое уменьшит навсегда емкость. А 10 полных разрядов гарантировано их уничтожают. Хотя технология Ca/Ca позволила практически не доливать дистиллированную воду - настолько малой в этом стала потребность. И лучше других типов батарей выдерживать перезаряды. Ошибок в эксплуатации и отсутствие ухода не прощают - выходят из строя.
В действительности все необслуживаемые аккумуляторные батареи нужно обслуживать. Летняя жара, длительные поездки приводят к выкипанию воды и уменьшению уровня электролита.
Рекордсменами в Украине по наименьшему выкипанию воды из электролита являются гибридные аккумуляторы (Ca/Se) A-Mega Premium - всего 18 грамм воды будет потеряно за 21 день перезаряда. В 20 раз меньше, чем требует европейский ГОСТ. При щадящих условиях эксплуатации возможно не потребуется долив воды в течении всего срока службы.
Также нужно понимать, что по своей конструкции "необслуживаемые" аккумуляторные батареи мало ремонтопригодны. Например замена электролита в них невозможна. Разряженные кальциевые вообще не восстанавливаются. Гибридным АКБ можно восстанавливать емкость контрольно-тренировочными циклами, "умным ЗУ" и доливом воды. Для работ по продлению "жизни" батареи необходимо наличие отверстий для контроля и долива воды. Современная аккумуляторная батарея может прослужить без обслуживания лишь время указанное в гарантийном талоне (1-3 года). Добиться срока в 5-7 лет возможно выполняя правила эксплуатации и своевременного обслуживания: доливая воду, подзаряжая с помощью ЗУ. При необходимости проводить КТЦ и десульфатацию.
Важно, чтобы у автомобиля, в который будет установлен такой аккумулятор, было исправное электрооборудование. Перезаряд высоким напряжением недопустим. Особое внимание нужно уделять проверке работоспособности и исправности генератора и стартера транспортного средства.
Комментарии
Пока нет комментариев